Первой публично прозвучавшей фортепианной пьесой молодого Рахманинова стала Прелюдия до диез минор. Она была исполнена автором на концерте Электрической выставки 26 сентября 1892 года. Судьба этой прелюдии уникальна. Так, в середине 1890-х годов она вошла в репертуар практически всех студентов-пианистов Московской консерватории. А. Зилоти, выступая в Европе и Америке, включил прелюдию в свою концертную программу, и очень скоро она была издана в Англии и Америке. Будучи уже признанным пианистом-виртуозом, Рахманинов исполнял эту прелюдию в качестве обязательного номера. Огромный успех этого произведения, буквально «преследовавший» композитора всю жизнь, сам Рахманинов объяснил так: «Однажды прелюдия просто пришла, и я записал её. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от неё, если бы даже попытался. Она должна была быть – и она стала».
В жанре концерта для фортепиано с оркестром наиболее гармонично синтезировалось пианистическое и композиторское дарование Рахманинова. “Отнимите у меня концерты, и тогда мне придет конец”, — говорил он друзьям.
Фортепианные концерты Рахманинова можно назвать “музыкальными романами”, сравнимыми со страницами Толстого, Чехова, полотнами Левитана, поэзией Бунина, Тютчева... В каждом из четырех концертов —юношески романтичном Первом (1891), праздничном и задушевном Втором (1901), поэтичном Третьем (1909) и суровом Четвертом (1926) — раскрываются лучшие черты рахманиновского таланта; эти концерты прославили его на весь мир. Показательно, что в финалах концертов звучит ярко оптимистическая и жизнеутверждающая музыка, в отличие от многих рахманиновских произведений драматического и трагедийного характера.
Первый концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор, соч. 1, Рахманинов посвятил своему двоюродному брату – дирижеру и пианисту А. И. Зилоти. Широко известная главная тема первой части концерта – широкая романсовая мелодия с ламентозными скачками-«вздохами» – была написана композитором в семнадцать лет. Впервые концерт был исполнен в 1892 году в Московской консерватории под управлением В. И. Сафонова. В концерте 2-я и 3-я части - исполняются без перерыва. В 1917 году композитор существенно переработал партитуру, и в измененном виде концерт был исполнен в Нью-Йорке, солировал автор.
Второй концерт для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 18 был впервые исполнен в Московском филармоническом сезоне 1901/1902 года под управлением А. И. Зилоти, солировал автор. На следующий день концерт был исполнен «наоборот» – за дирижерским пультом стоял Рахманинов, партию фортепиано исполнил Зилоти. Критики писали: «У г. Зилоти фортепиано звучало гораздо полнее, а у г. Рахманинова оркестр шел увереннее. Да оно и понятно: когда автор стоял за дирижерским пультом, г. Зилоти гораздо удобнее было сообразовываться с его намерениями, чем когда автор сидел за роялем… Нельзя сомневаться, что концерт, так хорошо принятый в Москве, сделается вскоре везде одним из самых популярных произведений концертного репертуара».
Третий концерт для фортепиано с оркестром, ре минор соч. 30 был создан в 1909 году накануне грандиозных гастролей по Америке. За 89 дней Рахманинов 26 раз выступил в 10 городах США и 1 раз – в Канаде. Рахманинов 16 раз солировал в сопровождении оркестра. 13 раз сыграл Второй концерт и трижды исполнил Третий. Турне прошло невероятно успешно. «Заставляли бисировать до семи раз» – вспоминал Рахманинов.
Третий концерт стал одной из вершин творчества Рахманинова. Его можно называть «концертом-симфонией» по значительности содержания, масштабности образного и драматургического развития. О главной теме-«песне» Рахманинов писал: «… я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы – найти подходящее, вернее, не заглушающее это «пение» оркестровое сопровождение».
4-й Концерт, соч. 40. Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, соч. 40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры он сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся отсутствии успеха автор пересмотрел и переиздал его в 1941 году. Работа посвящена Николаю Метнеру, который, в свою очередь, посвятил свой Второй фортепианный концерт Рахманинову. Концерт, вероятно, наименее известен среди всех фортепианных концертов Рахманинова, однако, часто исполнялся в России.
Концерт написан в трех частях:
— Allegro Vivace (соль минор)
— Largo (до мажор)
— Allegro Vivace (соль мажор)
Концерт был впервые исполнен в Филадельфии 18 марта 1927 года с композитором в качестве солиста и Леопольдом Стоковским в качестве дирижера.
Рапсодия на тему Паганини, соч. 43
Рахманинов работал над этим сочинением на вилле Сенар (близ Веггиса в Швейцарии) с 3 июля по 18 августа 1934 года. Премьера состоялась вLyric Opera House в Балтиморе 7 ноября 1934 г., партию фортепиано исполнил автор в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. В этой музыке ностальгия соединяется с откровенной «дьявольщиной». Недаром Рахманинов включил в нее мотив «Dies irae». Премьерное исполнение было записано. Среди других знаменитых исполнителей, записавших Рапсодию, — Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази, Вэн Клайберн.
Произведение состоит из двадцати четырёх вариаций на тему знаменитого двадцать четвёртого каприса Николо Паганини — прежде уже становившегося источником вдохновения для других композиторов, в том числе для Иоганнеса Брамса, использовавшего его тему для создания Вариаций на тему Паганини.
Хотя данное сочинение Рахманинова исполняется без перерывов, оно может быть подразделено на три части: с первой по одиннадцатую, с 12 по 18, и оставшиеся образуют финал.
В конце 1892 года Рахманинов, которому было всего 19 лет, написал пять сольных фортепианных произведений, опубликовав их под заголовком «Пьесы-фантазии» (соч. 3). Первым номером этого опуса стала Элегия ми бемоль минор. В этом лирическом жанре молодой композитор сумел объединить вокально-декламационную мелодику с конфликтной драматургией и фактурными приёмами, отличающими концертно-симфоническое письмо.
Вальс ля мажор, соч. 10, №2 относится к танцевальным жанрам, связанным с бытовым музицированием. Это своеобразный портрет сестер Скалон – дальних родственниц Рахманинова, с которыми композитора связывали теплые дружеские отношения. В этом обаятельном изящном вальсе основная тема представляет собой грациозный мелодический взлет.
Светлая, радостная прелюдия №6, ми бемоль мажор, соч. 23 была написана 14 мая 1903 года, в «счастливый день», когда у Рахманинова родилась старшая дочь Ирина. В следующей за ней прелюдии №7 до минор преломляются бетховенско-шопеновские традиции. На фоне тревожных фигураций постепенно в теме утверждается волевое начало.
В прелюдии №8 ля минор соч. 32 порывистый мотив на фоне фигураций, пронизанных русскими песенными попевками, напоминает то мчащуюся тройку, то отзвуки колокольного звона. Прелюдия №10 си минор представляет собой мрачную картину траурного шествия. Основная тема с протяжными интонациями русского заупокойного пения сопровождается тяжелой поступью погребального шага.
Этюды - картины, соч. 33 были созданы в 1911 году в Ивановке. Пьесы сначала именовались как «прелюдии-картины», и только на московской премьере были переименованы в «Этюды-картины». Название «картина» указывает на некоторую программность сочинений. «Когда я сочиняю, – писал Рахманинов, – мне очень помогает, если у меня в мыслях только что прочитанная книга, или прекрасная картина, или стихи. Иногда в голове засядет определенный рассказ, который я стараюсь обратить в звуки, не открывая источника своего вдохновения». Этюд-картина, ми бемоль мажор, №4 передает ощущение ярмарочного праздника (Рахманинов впоследствии назвал эту пьесу «Ярмарка»).
Вторая фортепианная соната си бемоль минор была написана в 1913 г. Эта блестящая виртуозная соната состоит из трех частей, связанных непрерывным развитием. Чередование энергичных драматических (первая и третья части) и хрупких созерцательных (вторая часть) образов, тесное интонационно-тематическое взаимодействие приводит к финальному гимническому апофеозу.
Цикл из девяти Этюдов-картин, соч. 39 появился в тревожное время – в конце 1916 – начале 1917 гг. Зачастую эти произведения исполняются по отдельности, но сам Рахманинов не раз играл цикл целиком. Мрачная музыка Этюда - картины фа диез минор, №3 передает стихию бушующего урагана с частыми вспышками зарниц. Постепенно затухая в конце пьесы, эти всполохи превращаются в таинственное мерцание. В Этюде - картине ми бемоль минор, №5 тема неукротимой стихии находит своё дальнейшее развитие в конфликтной драматургии. Исследователи даже именуют эту пьесу «Русской Аппассионатой».
Финальный Этюд - картина ре мажор, №9 – это единственная мажорная пьеса цикла. Рахманинов дал этому этюду обозначение «В темпе марша». Остро звучащая увеличенная секунда придает музыке пьесы некоторую ориентальность, сходство с «восточным маршем». В средней же части этюда появляется хоровой напев с русскими былинными интонациями. Постепенно всё мощнее утверждается праздничный перезвон, в котором главенствует первоначальная маршевая фраза.
Элегическое трио ре минор было создано в конце 1893 года под впечатлением от кончины П. И. Чайковского. Посвящение перед заглавием Трио гласит: «Памяти великого художника». После окончания работы над Трио Рахманинов писал: «…все мои помыслы, чувства и силы принадлежали ей, этой песне. Я, как говорится в одном моем романсе, все время мучился и был болен душой. Дрожал за каждое предложение, вычеркивал иногда абсолютно все и снова начинал думать и думать».
В музыке Трио композитор передал и скорбные образы утраты, и светлые воспоминания о жизни великого музыканта, и философские размышления о скоротечности жизни. Для воплощения монументального замысла была выбрана форма из двух частей – сонатного allegro и вариаций с кодой, в которой исходная тема превращается в траурный марш.
Работа художника К. А. Сомова
Страстной бульвар (г. Москва)